Признаться, оценки западной прессы повергли меня в глубокий шок. Remember Me – механизм той же категории, что BioShock Infinite и новый Tomb Raider, и работает точно так же. С одной стороны визуальное пиршество, эмоциональность и погружение в историю, с другой – простая и местами примитивная игровая механика. Добавим к этому зрелищный киберпанк, которого сейчас так мало, и получаем фактически игру мечты. Что не так? А то, что Remember Me отчего-то оценивают строго как игру.
Да, Remember Me действительно интереснее смотреть со стороны, чем проходить лично. Но не спешите радостно открывать YouTube – так вы потеряете значительную часть визуального очарования. Подача истории, пейзажные мини-ролики, монологи Нилин между главами– Remember Me сильна как технологией, так и режиссурой. Оцените хотя бы крупные планы на скриншотах вокруг! Причина оказалась проста: в разработке участвовала другая французская студия, Quantic Dream, создатели Fahrenheit и Heavy Rain. Даже странно, что столь важная деталь никак не афишировалось в процессе разработки. И Remember Me действительно обладает особым кинематографичным очарованием, когда вполне обычный сюжет держит у экрана засчет подачи и мелких деталей.
Нилин – лучший агент повстанцев - «эррористов», противостоящих корпорации Memorize. Центральная тема этого противостояния – память. В одной из схваток у девушки похитили воспоминания, и, чтобы вернуть ее, придется исследовать самые темные тайны Новопарижа. У каждого жителя мегаполиса на затылке размещен Sensin для оцифровки памяти, с его помощью работает реклама на улицах и многие другие элементы городской жизни. Нилин обладает особым даром – проникать в память человека и изменять её. Эти эпизоды неиллюзорно напоминают Heavy Rain: в каждой сцене есть набор переключаталей, изменяя положения которых можно увидеть десятки вариантов развития событий. Таких эпизодов немного, но исследование чужого прошлого сильно освежает игровой процесс и историю.
Исследовать Новопариж не менее интересно. Неоновые вывески и футуристичные небоскребы соседствуют с Эйфелевой Башней и другими достопримечательностями «старого» города; лазая по стенам домов, можно увидеть ползающих роботов-уборщиков или даже семейные ссоры. Бесчисленное множество мелких деталей вроде книг и плакатов явно показывают любовь дизайнеров к созданному миру, что неудивительно: студия-разработчик базируется именно в Париже.
Нилин – не Лара Крофт. Любоваться ей, конечно, не надоест до конца игры, но она представитель той категории женских протагонистов, которые воспринимаются сначала личностью и только потом внешними данными. Как Фейт из Mirror’s Edge, как Джейд из Beyond Good&Evil, как Коноко из Oni. Вообще, Remember Me особенно похожа на последнюю: и киберпанк, и ориентированная на ближний бой боевая система с прокачкой, и поиски своего места в мире. Но давнее творение Bungie было чистокровным экшеном, а здесь спинномозговой геймплей сведен к минимуму.
Паркур-часть Remember Me проста, и во время лазания по стенам думать предстоит только о том, в каком углу может быть запрятан новый блокнот с данными или апгрейд здоровья. Но как только рядом с Нилин появляются противники, вся акробатика отключается и уступает место слэшеру. В начале игры врагов нетрудно закликать, но со временем битвы превращаются в простые тактические схемы, какой тип противника каким умением завалить (разнообразие, впрочем, небольшое) и какие комбо использовать: наносящие максимальный урон, восстанавливающие здоровье или ускоряющие восстановление способностей. Комбо из ударов собираются в меню игры, прокачка открывает больше ударов, а умения вроде берсерка и подчинения роботов даются по сюжету. Чтобы игрок не скучал, иногда подбрасывают эпизоды с другими акцентами геймплея: например, воспользоваться маршрутом из чужой памяти, чтобы преодолеть минное поле. И битвы с боссами, конечно же.
В смежной киноиндустрии есть понятие «летнего блокбастера»: максимальный фан при минимальной смысловой нагрузке. Чтобы не напрягать голову, и без того настрадавшуюся от жары. Примерно так же воспринимается и Remember Me: это приключение забудется скоро, но вряд ли вы пожалеете о потраченном времени. А саундтрек и обои для рабочего стола и вовсе имеют немалые шансы пережить память о самой игре.